Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний.

Дассо. Часть 3. Место в мире.

Фирма Дассо занимает и сегодня по уровню техноло­гии и технике изготовления военных самолетов одно из первых мест в мире. Одна из наиболее успешных моделей «Мираж-6», истребитель-бомбардировщик, кото­рый легче, быстрее и к тому же дешевле своих предшест­венников. Второстепенную роль на заводах Дассо игра­ет производство гражданских самолетов. Здесь лидирует в производстве небольшой турбореактивный самолет типа «сокол». Этими «соколами» очень любят пользоваться руководители крупных концернов для личных и деловых поездок, они завоевали на сегодня уже 30% соответ­ствующего рынка.

При таком размахе бизнеса, конечно, неизбежны и не­удачи, и такой «сбой» произошел, когда вашингтонская администрация отказалась принять машины «Мираж-5» (исправленный вариант «Мираж-3»). По первоначально­му замыслу эти самолеты должна была по французской лицензии производить американская компания «Боинг». Дассо на протяжении многих лет (с 1962 по 1970 г.) сражался с лоббистами американских самолетострои­тельных заводов в американском конгрессе, но в конеч­ном итоге потерпел поражение. Вашингтон решил вместо «Миражей-5» заказать заводу компании «Боинг» модель самолета фирмы «Нортроп-авиэйшн».

Двумя годами позже несмотря на поддержку фран­цузского правительства Дассо проиграл и второе сраже­ние, которое вошло в историю самолетостроения и тор­говли оружием капиталистических стран под названием «сделка века». Речь шла о том, чтобы вооружить все страны НАТО легкими истребителями.

Американцы предложили машину типа «кобра» амери­канской самолетостроительной фирмы «Нортроп» с бор­товым оружием завода Говарда Хьюза, американского миллиардера, жившего в то время в полной изоляции от внешнего мира в состоянии, близком к помешатель­ству, но имевшего очень хорошие связи с ЦРУ.

Французы, наоборот, хотели, чтобы в войсках НАТО был принят на вооружение легкий истребитель фирмы Дассо, что означало бы, разумеется, для Дассо гигант­ский бизнес. В то же время в этом была и определенная политическая заинтересованность французского прави­тельства, которое проводило линию, отличную от Ва­шингтона. Генерал Эстуаль, один из наиболее именитых воздушных экспертов Франции, говорил так: «Тут, соб­ственно говоря, речь идет о том, будет ли у Европы собственное настоящее самолетостроение или мы ока­жемся в плену у американского рынка».

Борьба длилась долго. Много ярких эпизодов можно было бы вспомнить из истории этой «войны». Например, потрясающим скандалом закончилось дело о письме, ко­торое один из вице-председателей Национального собра­ния Франции генерал Штелен направил президенту рес­публики Жискар д'Эстэну. Вице-председатель Националь­ного собрания настаивал, чтобы французская самолето­строительная промышленность сотрудничала с американ­цами: «Если НАТО выберет французский самолет, это будет означать, разумеется, гигантский бизнес для Дассо, но в то же время мы бесполезно растратим деньги фран­цузских налогоплательщиков».

Но Штелен совершил ошибку, тайно отправив письма, точно такого же содержания в военные министерства четырех других стран НАТО (ФРГ, Бельгии, Голландии и Италии). Один из офицеров бельгийского генерального штаба возмутился, что генерал французской армии и вице-председатель Национального собрания выступает против «бизнеса века» своей собственной страны, и пере­дал письмо Штелена в крупную парижскую газету.

Скандал потряс всю Францию, особенно когда выясни­лось, что вице-председатель французского Национально­го собрания генерал Штелен прежде занимал очень до­ходный пост на службе у американцев: был генеральным представителем «Хьюз эйркрафт корпорейшн» во фран­цузской столице.

Генералу пришлось уйти в отставку. Простился он и с креслом вице-председателя Национального собрания. Может быть, даже, что именно Дассо таким образом расправился со своим противником. Однако «сделку ве­ка» Дассо потерял. Конечно, не из-за действий генерала Штелена, а просто потому, что фирма Дассо (независимо от того, как богат был ее владелец) не могла состязаться по своему влиянию и пробивной силе с крупными аме­риканскими авиастроительными заводами и компаниями.

Над делом Дассо после этого второго поражения на­висли новые еще более грозные тучи — в связи со сверх­звуковым самолетом, известным под названием «Кон­корд». После выпуска обладавшего необыкновенными техническими качествами самолета «Каравелла», спроек­тированного самим Дассо, фирма согласилась на долевое участие в совместной работе по созданию общего фран­цузско-английского самолета «Конкорд». Но в начале 1973 года сперва американцы, а затем поочередно и дру­гие заказчики отказались от покупки слишком дорогих самолетов «Конкорд». Это больно ударило по самолюбию Дассо. Правда, только по самолюбию. Расходы по созда­нию конструкции «Конкорда» несли французское и анг­лийское правительства совместно, а доходы, получаемые от продажи боевых самолетов и других изделий его предприятий, по-прежнему приносили французскому ави­ационному королю, по его собственному признанию, в первой половине 70-х годов по 1 млрд. долл. ежегодно, и это позволяло ему оставаться «государством в государ­стве». Львиная доля прибылей переходила в личную собственность Дассо, пополняя его прежние богатства.

На закате жизни, уже в возрасте 84 лет, повелитель «империи» Дассо вынужден был еще раз пережить ти­пичный скандал по-французски. Действующим лицом этой истории был на сей раз главный бухгалтер фирмы, который вместе с владельцем ведал финансами фирмы. Господин Анри де Вотер, занимавший столь доверенный пост, однажды после полудня (при обстоятельствах, не выясненных до сих пор) нашел собственную супругу мертвой в ванне. С перепуга и в отчаянии бухгалтер пустился в бега в компании с одной танцовщицей, но перед отъездом заглянул в парижский банк. Поскольку Вотер имел неограниченные полномочия от владельца треста Дассо, то снял со счета банка 1,5 млн. долл. «на дорожные расходы». На руках кроме денег у него было и еще кое-что, а именно досье, которое содержало интересные документы о личных денежных аферах Марселя Дассо. Но у его спутницы тоже было что-то: близкий ее сердцу друг. И потому, как в третьесортном детективном романе, она выкрала досье у одного своего любовника, главного бухгалтера, и передала документы другому, более молодому другу.

Дассо поначалу не знал, что его документы находятся в руках шантажиста, и выступил по французскому те­левидению в роли этакого «доброго дядюшки», сообщив, что он даже не собирается заявлять в полицию о краже денег: столь малая сумма денег легко восполнима, тем более что «бедный Вотер» был наверняка потрясен неожиданной смертью жены.

Однако и шантажист тоже хотел заработать на этом деле. И вот сразу в двух, кстати сказать, правых га­зетах — сначала во «Франс суар», а затем в «Ле пойнт» — появились статьи с весьма пикантными подроб­ностями о том, как повсюду в мире (главным образом на Ближнем Востоке и в Африке) Марсель Дассо под­купал политиков, склоняя их к приобретению его само­летов, или о том, что неподалеку от Парижа Дассо по­строил себе дворец — этакое чудо из мрамора под на­званием «малый Трианон». Стоимость этого строитель­ства в бухгалтерии фирмы Дассо была отнесена на статью «производственные расходы». Другие документы говорили также о том, что в бухгалтерии Дассо есть специальный секретный отдел, где готовятся ложные дан­ные о зарплате рабочих, значительно превышающие действительные. На этом основании французское госу­дарство и иностранные покупатели должны были платить за поставленные самолеты гораздо более высокие цены. И наконец, из документов явствовало, что Дассо для того, чтобы стать депутатом Национального собрания Франции, истратил в своем избирательном округе 6 млн. долл. на подкупы. Между прочим, все принадле­жавшие к правому крылу бургомистры городов в этом избирательном округе получили по собственному теннис­ному корту или бассейну.

Общественность после этих разоблачений потребовала прекратить злоупотребления Дассо и национализировать принадлежавшие ему предприятия. Но вплоть до 1981 го­да дело до этого так и не дошло: у французского правительства были на то свои причины. А именно: французская военная промышленность, не прибегая к подкупам, с трудом могла конкурировать с американ­ской, в то же время вывоз французского оружия в страны развивающегося мира для Франции по-прежнему играл важную экономическую роль. Основой же фран­цузской торговли оружием (в особенности в Африке) являлись именно заводы Дассо. В государственных вер­хах хорошо знали, насколько осложнился бы француз­ский экспорт оружия, если бы после очередного скандала о подкупе отвечать за все пришлось бы правительству. И государственные мужи воздержались от того, чтобы отбирать у Дассо права торговать французским оружием.

Когда Марсель Дассо одержал такую победу, он был уже 84-летним старцем. Неоднократно ему делали опера­ции на глазах, потому что он уже почти ничего не видел. Он не посещал больше своих конструкторов и коммерче­ские решения принимал, по нескольку раз знакомясь с документами «на слух» или проигрывая записи докумен­тов на магнитофонной пленке. Кроме того, после перене­сенной им еще в Бухенвальде инфекционной болезни он постоянно мерз. Даже в жаркое лето он ходил в зимнем пальто с теплым шарфом. Он уже четыре года не наблюдал за испытательными полетами самолетов своих последних конструкций, не ходил на французские авиационные выставки.

Сам он сидел в последний раз в самолете только в 1945 году, когда французское правительство привезло его во Францию из бухенвальдского лагеря.

Да он и ненавидел воздушные полеты.


blog comments powered by Disqus
 


Рекомендуем

Поиск

Последние обновления

Теория ведра с крабами.

Есть такая чудесная штука, называется crab bucket theory — «теория... Подробнее...

Загадки группы и резуса крови.

У людей выявляют 4 основных группы крови: 0 (1), А (2), В (3),... Подробнее...

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.... Подробнее...

"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

Посетители сайта Quora, где на любой вопрос можно получить... Подробнее...

Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Контрольной группе удалось достичь результата без использования... Подробнее...

Что делать если «залипла» на мужчину?

Довольно часто на одном из этапов отношений женщина начинает... Подробнее...

Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

1. Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы -... Подробнее...

Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Невероятная статья, основанная на книге Рами Блекта, которая... Подробнее...

Самое популярное

Copyright

© 2010-2019 «Smalltalks.ru».
Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.