Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний.

Дассо. Часть 1. Богатство и трудности.

ДАССО – айсберг.

БОГАТСТВО И ТРУДНОСТИ — В «ПУСТЫНЕ»

ДЕ ГОЛЛЯ — УМИРАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ — КЛЮЧИ

ПЛАНИРОВАНИЯ — «СДЕЛКА ВЕКА» — ИСЧЕЗНУВШИЙ БУХГАЛТЕР

Марсель Дассо.

БОГАТСТВО И ТРУДНОСТИ.

«Кто вы, мсье Дассо

Вероятно, богатейшему и во всяком случае самому влиятельному промышленному магнату Франции Марселю Дассо, «отцу» самолетов «мистер» и «мираж» исполнилось 78 лет, когда он в 1970 году наконец решился ответить на этот вопрос. Однако те, кто с волнением ожидали выхода в свет его небольшой книжки «Талисман», были разочарованы. Автор книжки строго придерживался своих принципов, нашедших отражение в названиях его самолетов «мис­тер» (тайна) и «мираж», и не пожелал приподнять занавес таинственности, которым была сокрыта вся его жизнь, и рассказать, откуда проистекают его богатства, поведать о своих политических и военных связях. И тог­да парижская «Экспресс» иронически высказалась о кни­ге: «Дассо в своей книге преподносит детские рождест­венские сказочки. Он рекомендует хорошо учиться в шко­ле, много работать, быть честным и упорным. И если человек найдет на лугу еще и клевер с четырьмя листками в качестве талисмана, тогда ему уже ничто не помешает сделаться богатейшим человеком Франции».

Разумеется, для этого нужно много больше, чем кле­вер с четырьмя листками, но нельзя отрицать, что и талант предпринимателя, и многие другие способности нужны, прежде всего. Дассо прошел сложный, часто даже авантюристический жизненный путь, прежде чем достиг того, что, по словам одного из вице-председателей фран­цузского парламента, «его приемная сделалась самой важной во всей Франции». И многое другое должно было еще произойти, прежде чем Альбен Шаландон, тогдашний министр транспорта и бывший генеральный директор Парижского коммерческого банка, принадле­жавшего концерну Дассо, сказал: «Я считаю мсье Дассо богатейшим человеком Франции, а может быть, и всей Европы. Но этот человек — своего рода айсберг. То, что виднеется над водой, — это только «малая частица все­го». Впрочем, и то малое, что находится «над водой», — не так уж мало».

Марсель Дассо, настоящее имя — Марсель Блок, отпрыск очень одаренного семейства, родился в Париже в одном из мелкобуржуазных кварталов. Отец его — врач, старший брат — Дарьюс-Поль Блок окончил знаме­нитую Высшую политехническую школу, в которой обу­чались лучшие французские военные инженеры, позд­нее — генерал и член Французской академии наук. Его двоюродный брат Дарьюс Мило был крупнейшим фран­цузским композитором своего времени.

Молодой Марсель Дассо очень рано выказал способности конструктора. В 13 лет он получил премию на конкурсе чертежников. В 1909, когда Блерио перелетел через Ла-Манш, Марсель Дассо предложил совершенно новый тип воздушных винтов. 17-летний молодой конструктор за свой счет заказал одному столяру за 150 франков изго­товить этот винт. В это время он был еще студентом первого курса недавно открытой Высшей школы аэро­навтики.

Когда началась первая мировая война, командование еще только создававшейся французской военной авиации обратило внимание на воздушный винт молодого кон­структора, и так будущий владыка французского само­летостроения вписал свое имя в книгу истории воздуш­ных войн. На мебельной фабрике, где работал столяр, правительство заказало по уже имевшемуся прототипу целую партию воздушных самолетных винтов нового вида. Вскоре эта мебельная фабрика взялась поставлять '/4 всех пропеллеров, требовавшихся для французского самолетостроения. А после войны молодой изобретатель Марсель Блок (Дассо)на этой же фабрике нашел себе и жену: это была дочь владельца фабрики мадемуазель Мадлен Минкль.

Между тем герой нашей истории спроектировал пер­вый французский истребитель самостоятельной конструк­ции времен первой мировой войны СЕА-4. Армия зака­зала сразу же тысячу самолетов конструкции господина Блока (Дассо), но в это время мировой пожар погас.

Однако Марсель Блок (Дассо) и после войны сохранил славу самого талантливого конструктора самолетов во Фран­ции. В начале 30-х годов он, правда, всю свою энергию употребил на укрепление и расширение мебельной фабри­ки тестя, но в 1935 году все же именно Марсель скон­струировал истребитель — бомбардировщик «Блок-299». Он считал, что это должен был быть «главный» боевой самолет воздушного флота Франции. Но конструкция не удалась. Много этих истребителей разбилось, и пилоты окрестили самолет «летающим гробом». Специалисты во Франции до сих пор спорят о конструкции «Блок-299», хотя сам миллиардер упорно настаивает, что вина за катастрофы лежит на фирме «Гном-Рон», которая по­ставляла для этих самолетов моторы.

К середине 30-х годов Марсель Дассо (Блок) становится уже богатейшим человеком Франции и отцом французского самолетостроения. Когда несколько лет назад у одного высокопоставленного чиновника французского министер­ства авиации стали допытываться, в чем секрет ранних успехов Дассо, тот отвечал так: «Дассо лучше других очень точно знал, какие машины понадобятся генераль­ному штабу. Знал ли он это инстинктивно или у него были свои люди в генеральном штабе, это нам никогда не станет известно. Во всяком случае, к моменту объявления конкурса на каждый новый самолет у него уже было, по меньшей мере, полгода задела по сравнению со всеми остальными конструкторами. Он использовал самых луч­ших конструкторов, и не случайно, что уже в ту пору на его предприятиях всегда были наготове хорошо оплачи­ваемые должности для офицеров генерального штаба, уходивших в отставку». Данную цитату стоило привести уже потому, что это было одним из объяснений удиви­тельных успехов Дассо, прошедшего через все историче­ские и экономические бури.

Но были на его пути и некоторые трудности. Так, на­пример, в 1937 году французское правительство Народно­го фронта национализировало часть заводов Дассо (Блока). Однако «деловой нюх» не оставил Блока и тогда в беде: на выплаченные ему в виде компенсации деньги он купил акции компании «Дженерал моторз» и до сего дня оста­ется крупнейшим иностранным акционером этой гигант­ской американской фирмы.

Когда на Францию обрушилась война, а затем упала грозная тень поражения в ней, нацисты не медлили: схватив первого авиаконструктора Франции, они отпра­вили его в Бухенвальд. Небезынтересный факт из его жизни: в живых он остался благодаря коммунисту Марселю Полю. Поль спрятал его в больнице лагеря смерти. Гитлеровцы тщетно искали Блока (Дассо), отправленного в лагерь в качестве заложника, но путаница была такая, что его так и не нашли. (Марсель Поль стал позднее в первом правительстве де Голля министром промышленно­го производства.)

Возвратившись из концентрационного лагеря, Мар­сель Блок взял себе новое имя — Дассо. Свои заводы при первом правительстве де Голля, в котором министром авиации был коммунист Марсель Тиллон, он не смог получить назад. Однако правительство признало его необыкновенный талант, назначив генеральным директо­ром находившегося тогда в руках государства авиа­строительного завода СНКАСО. Но этим Дассо не удо­вольствовался. Он построил один за другим четыре новых авиационных завода, которые впоследствии были объеди­нены в одном концерне под названием «Женераль аэронаутик Марсель Дассо».


blog comments powered by Disqus
 


Рекомендуем

Поиск

Последние обновления

Теория ведра с крабами.

Есть такая чудесная штука, называется crab bucket theory — «теория... Подробнее...

Загадки группы и резуса крови.

У людей выявляют 4 основных группы крови: 0 (1), А (2), В (3),... Подробнее...

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.... Подробнее...

"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

Посетители сайта Quora, где на любой вопрос можно получить... Подробнее...

Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Контрольной группе удалось достичь результата без использования... Подробнее...

Что делать если «залипла» на мужчину?

Довольно часто на одном из этапов отношений женщина начинает... Подробнее...

Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

1. Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы -... Подробнее...

Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Невероятная статья, основанная на книге Рами Блекта, которая... Подробнее...

Самое популярное

Copyright

© 2010-2019 «Smalltalks.ru».
Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.